Есть ли эффект от внедрения КИС?

E-mail Печать PDF

Есть ли эффект от внедрения корпоративных систем?

В спорах о целесообразности внедрения дорогостоящих корпоративных систем, а также в переговорах с потенциальными заказчиками часто всплывает вопрос об экономическом эффекте. Или, иначе говоря, об отдаче на инвестиции в проекты внедрения таких систем.


Я буду использовать термин комплексная информационная система (КИС), подразумевая и системы, продающиеся как ERP, и CRM, и комплексные учетные системы с элементами поддержки оперативной работы и планирования.

Вообще-то прямого экономического эффекта нет.
Если вам кто-то расскажет, что внедрив ERP-систему вы сэкономите - не верьте.
Но это  не значит что вопрос внедрения КИС не надо рассматривать.

Приведу аналогию из жизни.
Экономите ли вы, покупая автомобиль для того, чтобы ездить на нем ежедневно на работу и на природу по выходным? Конечно же нет! Тем не менее миллионы людей покупают автомобили именно для этого и не считают свои действия неоправданными. Есть много других мотивов к покупке кроме экономии денег.

Какие же есть мотивы для владельца бизнеса или менеджера вместо того, чтобы купить новое оборудование, открыть еще один магазин или закупить контейнер товара, взять и потратить деньги на внедрение КИС?

Попробую перечислить основные:

 

  1. Невозможность дальнейшего роста и развития без автоматизации ряда бизнес-процессов.
  2. Это самый объемный пункт. Бизнес-процессы, требующие автоматизации при росте и развитии компании могут быть самые разные. Например, для оптовой компании, отгружать 10 накладных в день можно и вручную, и печатая накладные в экселе. А вот отгружать 300 накладных в день при большой номенклатуре без автоматизации уже невозможно.

    Приведу еще пример с бюджетированием. Создавать и контролировать бюджеты одной бизнес-единицы можно и целесообразно опять же в экселе.  Но если таких единиц несколько десятков, то ручное бюджетирование просто захлебнется, выродится в формальность.

    Подобных примеров можно привести еще очень много.

    В нашей “автомобильной” аналогии, это похоже на ситуацию, когда вам предлагают хорошую работу в труднодоступном месте. Автомобиль необходим элементарно чтобы добираться.

  3. Требования внешних заинтересованных сторон.
  4. Часто автоматизация ряда процессов является обязательным требованием. Для сертификации системы контроля качества по ISO наличие автоматизации необходимо.  Для инвесторов может быть обязательным условием наличие  ERP. И т.д.

    Тут тоже уместна аналогия с автомобилем. У вас “копейка”, она ездит, но на престижную встречу на копейке не приедешь.

  5. Необходимость в более глубоком анализе и планировании деятельности.

Часто бывает так, что какая-то автоматизация есть, но ее уровень недостаточен для принятия правильных решений. К примеру, свою маржу и рентабельность в целом по компании мы знаем, по направлениям при желании можем посчитать, а по отдельным продуктам считать так долго что никто не считает.


Конечно, бывают и элементы прямой экономии. Это может быть уменьшение затрат на хранение запасов или сокращение персонала. Но это, как правило, крохи по-сравнению со стоимостью внедрения.

Главные мотивы внедрения КИС - не в прямой экономии.


blog comments powered by Disqus
Обновлено ( 24.12.2010 20:04 )